ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ В ГРУППАХ
№ 
 | 
  
Название 
 | 
  
Краткое описание 
 | 
  
Цель игры 
 | 
  
Количество детей 
 | 
  
Примечания 
 | 
 
1.  
 | 
  
«Путаница» 
 | 
  
Каждый берет за руки двух разных людей стоящих,
  желательно, не рядом. Задача – не разнимая рук распутаться в новый круг. 
 | 
  
Сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие
  возбуждения. 
 | 
  
5-10 
 | 
  
Перед началом распутывания рекомендуется отметить
  необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность
  каждого. Можно использовать для завершения занятия. 
 | 
 
2.  
 | 
  
«Вася - Вася» 
 | 
  
Вся группа задает определенный ритм с помощью хлопков по
  коленям и щелчков пальцами. Во время первого щелчка называют свое имя,
  второго – имя другого человека, на которого смотрит, не сбиваясь с ритма. 
 | 
  
Знакомство, внимание, наблюдательность и координация. 
 | 
  
5-10 
 | 
  
Желательно во время называния чужого имени смотреть на
  адресата. Довольно сложно, участники с медленным типом мышления могут
  выпадать из процесса. 
 | 
 
3.  
 | 
  
Имена - качества 
 | 
  
Каждый придумывает какое-либо качество личности, свойство
  характера и т.д. начинающееся на ту же букву что и имя (например: Лариса –
  любовь, Сергей - скромность) которое он мог бы принести в эту группу сегодня. 
 | 
  
Знакомство, создание доброжелательной атмосферы, работа по
  осознанию себя как личности 
 | 
  
Любое 
 | 
  
Подходит для начала занятия, когда участники уже чувствуют
  себя достаточно безопасно. 
 | 
 
4.  
 | 
  
Вопросы на бумажках 
 | 
  
Каждый пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел
  бы получить ответ (вариант – на который сам бы хотел ответить). Бумажки с
  вопросами складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в
  произвольном порядке. Каждый отвечает на тот вопрос, который ему достался. 
 | 
  
Знакомство, выход на серьезный разговор, возможность
  увидеть товарищей по группе с новой стороны  
 | 
  
Любое 
 | 
  
Возможный уход от серьезной работы – написание вопросов
  типа «Какого цвета у меня волосы?». Ведущий заранее может сказать, каково
  было бы ему получить такой «вопрос отмазку».  
 | 
 
5.  
 | 
  
Мозговой штурм 
 | 
  
Все участники обсуждают проблему и выносят свои
  предложения по определенным правилам. Важно очень четкое соблюдение принципов
  демократии.  
 | 
  
Возможность демократического и ненавязчивого решения или
  обсуждения любых вопросов и проблем. 
 | 
  
Любое 
 | 
  
Техническое обеспечение – ватман, маркеры разных цветов. 
 | 
 
6.  
 | 
  
«Поиск общего» 
 | 
  
Группа делится на двойки, и два человека находят
  определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки
  с той же целью и т.д. 
 | 
  
Знакомство, внимание к личности другого и осознавание
  проявлений своей личности  
 | 
  
8-30 
 | 
  
Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на
  четверках, восьмерках и т.д.  
 | 
 
7.  
 | 
  
«Времена года» 
 | 
  
Участники молча развиваются на группы по временам года,
  соответственно дате рождения. Затем каждая группа пантомически изображает
  свое время года, задача остальных – угадать какое. 
 | 
  
Разрядка, знакомство, сплочение группы 
 | 
  
10-25 
 | 
  |
8.  
 | 
  
«Дни рождения» 
 | 
  
Участники молча сроятся в линейку по дням рождения. 
 | 
  
Разрядка, знакомство, сплочение группы 
 | 
  
5-30 
 | 
  |
9.  
 | 
  
«Эхо» 
 | 
  
Один человек что-то говорит всем остальным, которые стоят
  напротив и повторяют как эхо. 
 | 
  
Взаимодействие «личность - группа», обратная связь. 
 | 
  
5-25 
 | 
  
При желании можно добавлять жесты. 
 | 
 
10.           
   
 | 
  
«Зеркало» 
 | 
  
В парах один человек повторяет движения другого. Вариант –
  вся группа повторяет движения одного.  
 | 
  
Межличностное взаимодействие, опыт ведения и ведомости.
  Обратная связь. 
 | 
  
Любое 
 | 
  |
11.           
   
 | 
  
«Выход-вход в круг» 
 | 
  
Задача одного из участников любым способом выйти или войти
  в круг, задача группы не дать ему это сделать. Применимы любые методы – от
  физических до убеждения.   
 | 
  
Противостояние группе, умение убедить, умение сказать
  «нет»  
 | 
  
6-12 
 | 
  
Может стимулировать групповой процесс 
 | 
 
12.           
   
 | 
  
«Семеро козлят и волк» 
 | 
  
Участникам раздаются бумажки, треть из которых с надписью
  «волк», треть – «коза», треть – «козленок». «Козлята» идут в свой дом, а
  «волки» и «козы» (не показывая своих бумажек) по очереди пытаются их убедить,
  что они «козы» и, что им надо открыть дверь. «Козлята» решают пускать или
  нет. Если пустили «волка» то он забирает 1-2 «козлят», ели «козу» не пустили,
  то 1-2 «козленка» умирают от голода. 
 | 
  
Умение сказать «нет», умение убеждать, умение распознать
  обман и внимание к невербальным отношениям  
   
 | 
  
12-25 
 | 
  
Подростки обычно действуют по принципу «нравится – не
  нравится», а не делают выводы из формы и содержания убеждения. 
 | 
 
13.           
   
 | 
  
«Мои особенности и преимущества» 
 | 
  
Рисунок на чистом листе на данную тему или рисунок или
  надписи на бланках (например на листе нарисованы пустые шарики, звездочки и
  т.д., которые надо заполнять информацией о себе на заданную тему). По желанию
  можно показать рисунок группе и рассказать о нем.  
 | 
  
Формирование позитивной самооценки, внимание к собственной
  личности и к особенностям другого.  
 | 
  
7-15 
 | 
  
Рисунки желательно оставить участникам и предложить им
  обращаться к нему в дальнейшем, что-то дополнять. 
 | 
 
14.           
   
 | 
  
Карта моей души 
 | 
  
Рисунок на чистом листе либо на бланке с контурами
  территорий. По желанию можно показать рисунок группе и рассказать где и что
  находится. 
 | 
  
Формирование «Я - концепции», возможность побыть с самим
  собой, формирование более глубокого отношения друг к другу.  
 | 
  
10-20 
 | 
  
Если всем захочется делится рисунками процесс может
  затянуться и стать скучным для участников. Рисунки участников хорошо взять
  себе и возвращаться к ним в дальнейшем.  
 | 
 
15.           
   
 | 
  
«Преодоление препятствий» 
 | 
  
Участники выстраиваются в линейку. Инструкция:
  «Представьте, что Вы стоите на краю пропасти и Вам надо преодолеть сложные
  препятствия. Препятствия представляют собой участники команды. Преодолевающий
  должен мобилизовать всю свою фантазию, чтобы каждое из «препятствий» было
  преодолено. Варианты препятствий могут быть совершенно различными: моральные,
  физические, эмоциональные, интеллектуальные, и т.д. требующие различных и
  нестандартных подходов к решению проблемы преодоления препятствий. Одно
  условие – не наносить друг другу физического или морального ущерба. Каждый из
  участников команды обязательно должен быть и препятствием и преодолевающим» 
 | 
  
Необходимо мобилизовать всю свою волю к победе и
  обязательно постараться быстро и нестандартно мыслить, чтобы понять «что
  хочет препятствие», как и каким образом его следует преодолевать.  
 | 
  
7-10 
 | 
  
Очень эмоциональная игра. В ее процессе поощряется
  открытое проявление эмоций. Ведущий внимательно следит за соблюдением правил.
  В конце игры проводится тщательное обсуждение. 
 | 
 
16.           
   
 | 
  
«Клубок» 
 | 
  
Каждый из участников держа в руках клубок говорит о том,
  как его коснулась лично обсуждаемая проблема. Затем наматывает на палец нитку
  и отдает клубок следующему, кто хочет говорить. Готовую «паутинку» можно
  распутать, а можно скомкать 
 | 
  
Осознавание общности проблем и возможности взаимоподдержки 
 | 
  
Любое 
 | 
  
Ведущему следует задать тон серьезного разговора.
  Упражнение эмоциональное, могут возникнуть глубокие переживания. 
 | 
 
17.           
   
 | 
  
Деловая игра «Предотвращение употребления ПАВ» 
 | 
  
Участникам предлагается представить себя руководителями
  учебных учреждений. Задача – предотвращение употребления их в учебном
  заведении ПАВ. Как это сделать, решается с помощью техники мозгового штурма    
 | 
  
Осознавание степени своего участия в решении проблемы 
 | 
  
Любое 
 | 
  
Правила проведения мозгового штурма 
 | 
 
18.           
   
 | 
  
Кочки 
 | 
  
На листочках пишется по одному слову из пословицы,
  листочки раздаются участникам (в произвольном порядке). Участники встают в
  линейку на листы бумаги (А4). Задача – не становясь на пол построится в
  правильном порядке.  
 | 
  
Сплочение, разрядка, выработка групповой стратегии решения
  проблем. 
 | 
  
7-10 
 | 
  |
19.           
   
 | 
  
«1,2,3,4,5» 
 | 
  
Участники произносят счет «1,2,3,4,5» делая движения
  руками (как бы стуча в дверь, сначала правой рукой, потом левой, сначала на
  уровне головы, потом на уровне пояса), наклоняются вперед и говорят 5 раз
  «ХИ», затем назад и 5 раз «ХА». Убыстряя тем делают это 5 раз, затем 4,3,2,1. 
 | 
  
Разрядка, позитивные эмоции. 
 | 
  
Любое 
 | 
  
Комментариев нет:
Отправить комментарий